Телемедицинские технологии как средство повышения эффективности оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи

Первичная медико-санитарная помощь является одним из основных видов помощи, направленная на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, реабилитацию больных.

На сегодняшний день в Российской федерации структура оказания первичной медико-санитарной помощи достаточна обширна и является основой системы оказания медицинской помощи, включающей в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний, а также наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Основные функции по реализации оказания первичной медико-санитарной помощи населению выполняет участковый врач, в обязанности которого входит не только прием пациентов в амбулаторных условиях, но и выезд к больному на дом.

Такая система оказания помощи населению зарекомендовала себя эффективностью организации первичной медико-санитарной помощи, основанной на изолировании потенциально опасных для окружающих пациентов, страдающих контагиозными инфекционными заболеваниями.

Также данный тип организации предоставления медицинской помощи на дому позволяет оказывать первичную медико-санитарную помощь пациентам, лишенным мобильности ввиду тяжести заболевания. Следует отметить, что в последние годы было внедрено большое количество различных инновационных технологий, основной целью которых являлось упрощение установления дистанционного контакта между людьми и обеспечение передачи информации в любых ее формах и видах.

Впоследствии, вышеперечисленные инновации отчасти были реализованы в медицинской сфере в виде телемедицинских сервисов. Сегодня первичная медико-санитарная помощь в РФ находится в процессе реформирования. В рамках национального проекта «Здравоохранение» реализуются основные задачи по оптимизации работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, определены основные принципы предоставления медицинской помощи населению.

При этом важно отметить, что в сложившейся системе функционирования первичного звена, существует целое направление по оказанию медицинской помощи населению, где использование телемедицинских сервисов позволило бы не только оптимизировать работу медицинских организаций но и, в долгосрочной перспективе, снизить расходы на реализацию оказания помощи в амбулаторных условиях.

То есть в перспективе планируют отказаться от выезда участкового терапевта на дом. В качестве замены предполагается создание альтернативной системы оказания первичной медико-санитарной помощи пациентам, лишенным мобильности ввиду тяжести заболевания, основанной на инновационных технологиях, а именно телемедицинских технологиях. Выезд врача на дом является устаревшим и неэффективным, а также нецелесообразным и экономически невыгодным подходом к оказанию первичной медико-санитарной помощи населению. Этот морально устаревший подход должен быть заменен. С этой целью необходимо организовать специализированные call-центры на базах уже имеющихся лечебно-профилактических учреждений, которые будут оказывать лечебно-консультативную помощь населению круглосуточно в режиме «on-line», а также посредством общедоступных средств телекоммуникаций, используя специальные защищенные каналы связи. Организация работы будет основываться на дистанционном функционировании системы: «врач — пациент». Внедрение такого, принципиально нового, подхода к оказанию медицинской помощи населению диктует создание нового вида медицинской помощи: лечебно-консультативная помощь.

Данный вид медицинской помощи, в первую очередь, характеризуется отсутствием физического контакта лечащего врача и больного, что вносит значительные изменения в устоявшиеся принципы оказания медицинской помощи населению.

Лечебно-консультативная помощь структурно подразделяется на 2 основных элемента.

Консультации. Врач «call-центра», основываясь на жалобах больного и собранных анамнестических данных, сможет оценить тяжесть состояния пациента, определить необходимую форму помощи и рекомендовать больному выполнить определенный алгоритм действий. Лечебные мероприятия. Реализация данного элемента лечебно-консультативной помощи возможно лишь при полной автоматизации медицинского делопроизводства и внедрении системы электронных рецептов, заверенных персональной электронной подписью врача «сall-центра».

При такой организации работы медицинских «call-центров» пациент сможет получить первичную медико-санитарную помощь в достаточном объеме, не выходя из дома.

Помимо этого, будет оптимизировано время работы участковых терапевтов, ликвидированы транспортные расходы. Количество попыток самостоятельного лечения пациентов, без консультации врача, значительно снизится, ввиду резкого увеличения доступности консультативной медицинской помощи.

Таким образом, внедрение телемедицинских технологий в структуру первичного звена будет способствовать не только повышению результативности и эффективности оказания первичной медико-санитарной помощи населению, но и оптимизирует работу участковых врачей.

Помимо этого, резкое повышение доступности консультативной помощи населению приведет к снижению частоты самостоятельного лечения пациентов, а также росту уровня доверия населения к медицинским работникам.

(Телемедицинские технологии как средство повышения эффективности оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи / А. С. Лукошкова, Д. С. Диваков, К. К. Цыбульский )

 

Comments are closed.